Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • Моск. обл., г. Люберцы, ул. Красная, д. 1
  • +7 (499) 394-40-21
  • info@ornament.su

Школа

Программа обучения художественной школы-студии "Орнамент"

Программа обучения рисованию и живописи художественной студии «Орнамент» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования.

Основой образовательной программы студии «Орнамент» является авторская программа Сокольниковой Н.М. , модифицированной нашим ведущим специалистом Константиновой С.А. под стандарты нашего учреждения.

Данная образовательная программа предназначена для индивидуального обучения и в мини группах по 4-6 человек.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. И в этом состоит педагогическая целесообразность программы.

Обучение рисованию и живописи. Задачи:

  • Развитие художественно - творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно - образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально - практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных ( пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Систематизирующим методом обучения является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность (основы дизайн образования).

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме:

  • итоговых занятий по изученным темам;

  • тестирование;

  • конкурсы;

  • выставки работ.

Учебно-методическое комплектование.

Учебники:

Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство: основы рисунка. 5 - 8 классы». Ч.1. - Обнинск : Титул, 2001.;

Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство: основы композиции. 5 - 8 классы». Ч.2. - Обнинск : Титул, 2001.

Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство: основы живописи. 5 - 8 классы». Ч.3. - Обнинск : Титул, 2001.;

Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5 - 8 классов». - Обнинск: Титул, 2001.;

Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» - М.: «Академия», 1999.

Дополнительная литература:

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник 6 класс: / под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011

Питерских А.С. Изобразительное искусство: Дизайн и архитектура в жизни человека, 7-8 класс.

Шпикалова Т. Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования». – М.: "Просвещение", 1974

Шпикалова, Т.Я.; Астраханцева, Т.Л. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» - М.: Просвещение, 1994.

Энциклопедия живописи для детей в 6-ти книгах..

"Орнамент всех времён и народов" в 3-х т., М.: Иcкусство , 2000.

Ватагин В.А "Образ животного в искусстве", М., Сварог и К, 2004.

Ватагин В.А. Изображение животного: Записки анималиста. - М., 1957.

Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. – М., 1961.

М.Ц. Рабинович - Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц. – М.: Высшая школа, 1978

О.Л. Голубева «Основы композиции», М.: «Искусство», 2004

Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии), М.: ИндексМаркет, 2011

Ермаков Г. И. «Пленэр. Учебно-методическое пособие», М.: Прометей, 2013

Шашков Ю. П. «Живопись и ее средства. Учебное пособие для вузов», Академический проект, 2010 г.

Ли Н. Г. «Рисунок: Основы учебного академического рисунка: Учебник для вузов», М.: Эксмо, 2003.

Тематическое планирование. Сетка часов:

Учебный год (сентябрь-май), занятия один/два раза в неделю. 70/140 часа

Группа 6-8 лет

Тема занятий

Кол-во часов 70/140

Рисование с натуры. Рисунок, живопись, композиция. Изучение основных законов рисования.

12/24

Рисование по представлению. Иллюстрация. Тематическая композиция

12/24

Рисование животных, птиц, рыб… (Анималистика)

12/24

Рисование природы. Пейзажи. Живопись.

12/24

Декоративное рисование.

12/24

Конструктивная художественная деятельность (основы дизайн образования).

5/10

История искусств

5/10

Группа 9-13 лет

Тема занятий

Кол-во часов 70/140

Рисование с натуры. Рисунок, живопись, композиция. Изучение основных законов рисования.

12/24

Рисование по представлению. Иллюстрация. Тематическая композиция

12/24

Рисование животных, птиц, рыб… (Анималистика)

12/24

Рисование природы. Пейзажи. Живопись.

12/24

Декоративное рисование.

12/24

Конструктивная художественная деятельность (основы дизайн образования).

5/10

История искусств

5/10

Группа 14+ лет

Тема занятий

Кол-во часов 70/140

Рисунок: Основы учебного академического рисунка

70/140

Живопись и ее средства

70/140

Пленэры:

Курс пленэра является естественным продолжением в процессе обучения рисунку и живописи школьников.

Занятия на пленэре расширяют у учащихся познания в рисунке, знакомят их с новыми, важными средствами выразительности в технике графики, способствуют развитию у учащихся навыков композиционного мышления в условиях работы на открытом воздухе. Важнейшее значение имеет изучение курса пленэра, как раздела живописи.

Учитывая специфические особенности живописи на пленэре, как живописи на открытом  воздухе, основные цели занятий направлены на приобретение и развитие у учащихся следующих знаний и навыков:

умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а её изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;

  • умение воспринимать натуру целостно, с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности;

  • умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы линейной и воздушной перспективы;

  • умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;

  • применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб;

  • умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а так же (в старших классах)  создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы;

  • использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками в графике и в цвете, как основной, подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции.

На занятиях на пленэре учащиеся пополняют свои знания новыми сведениями о памятниках истории и культуры, что, безусловно, способствует более углубленному эстетическому и нравственному их воспитанию.

Темы занятий:

  1. Изучение основ живописных отношений на пленэре.

  2. Изучение взаимосвязи всех элементов пейзажа, сравнительный анализ его тональных и цветовых отношений. Изучение основ воздушной перспективы.

  3. Серия этюдов с натуры в условиях быстро меняющихся состояний в природе в одном и том же мотиве. Задание выполняется в разных условиях: при облачной, ветреной погоде, в раннее утро, при закате солнца и даже, по возможности, в сумерки.

  4. Выполнение этюдов в различных условиях освещения (в солнечную, пасмурную, туманную, дождливую погоду).

  5. Простейший натюрморт на пленэре.

  6. Пейзаж с водоемом.

  7. Зарисовки и наброски домашних и диких животных и птиц.

  8. Этюды  мотивов с несложными архитектурными постройками.

  9. Зарисовки и наброски деталей и фрагментов архитектуры.

  10. Зарисовки и наброски фигуры человека в пейзаже и в движении.

Материал исполнения – по выбору учащихся (акварель, гуашь, темпера, масло, акрил).